Информация для пациентов с ограниченными возможностями

Порядок оказания ситуационной помощи инвалидам и другим маломобильным гражданам при посещении
БУ «Клинический врачебно-физкультурный диспансер»
 

 

1.                Общие положения

1.1.         Для обеспечения доступа инвалидов и других маломобильных граждан (далее – гражданин) наравне с другим населением в БУ «Клинический врачебно-физкультурный диспансер» (далее – Учреждение), необходимо оказание ситуационной помощи в зависимости от вида и степени выраженности ограничения, имеющегося у данной категории граждан.

1.2.         Ситуационная помощь – это помощь, оказываемая гражданину в целях преодоления барьеров, препятствующих получению услуг, оказываемых населению.

1.3.         Все граждане для организации работ по оказанию ситуационной помощи в Учреждении, объединяются в пять групп с учетом специфических потребностей в помощи преодоления барьеров, препятствующих получению им услуг:

-          граждане, использующие для передвижения кресло-коляску;

-          граждане с нарушением опорно-двигательного аппарата;

-          граждане с нарушением зрения;

-          граждане с нарушением слуха;

-          граждане с нарушением интеллекта.

1.4.         В основе работы Учреждения по оказанию ситуационной помощи гражданам лежат следующие основные потребности различных групп граждан в ситуационной помощи:

-          гражданин, использующий для передвижения кресло-коляску, нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) при передвижении вне дома, в самообслуживании и других действиях вне дома;

-          гражданин с поражением опорно-двигательного аппарата нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) в самообслуживании и других действиях вне дома;

-          гражданин с нарушением зрения и слабовидящий ограничен в ориентации и нуждается в помощи (сопровождении) посторонних лиц (персонала) вне дома для передвижения и получения информации при обслуживании;

-          гражданин с нарушением слуха при формальных взаимоотношениях нуждается при обслуживании в услугах сурдопереводчика;

-          гражданин с нарушением интеллекта ограничен в общении и контроле за своим поведением, нуждается в помощи (сопровождении) посторонних лиц (персонала).

 

2.                Действия персонала БУ «Клинический врачебно-физкультурный диспансер» при оказании ситуационной помощи

 

2.1.         Ситуационная помощь для граждан, использующих для передвижения кресло-коляску

-                   помощь при входе в здание и выходе из здания;

-                   помощь при передвижении по зданию;

-                   помощь при составлении письменных обращений (документов);

-                   помощь при самообслуживании.

 

Алгоритм оказания ситуационной помощи:

2.1.1. Сотрудник Учреждения (сотрудник охраны), увидев посетителя с ограничением передвижения (на коляске, костылях):

-                   выходит на улицу, открывает входные двери;

-                   гражданину на костылях предоставляет сменную кресло-коляску (при наличии таковой) при входе в здание, оказывает помощь при перемещении в кресло-коляску;

-                   оказывает помощь при входе в здание;

-                   уточняет, в какой помощи нуждается гражданин, цель посещения Учреждения;

-                   сообщает лицу, ответственному за оказание ситуационной помощи, о посещении Учреждения посетителя с ограничением передвижения;

-                   оказывает помощь при выходе из Учреждения.

2.1.2. Ответственное лицо за оказание ситуационной помощи или иной сотрудник Учреждения:

-          помогает раздеться в гардеробе;

-          узнает о цели посещения;

-          сопровождает гражданина до кабинета специалиста;

-          по окончании приема сопровождает гражданина до гардероба;

-          оказывает помощь при одевании;

-          при необходимости оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет, открывает и закрывает дверь, объясняет, где находятся приборы и кнопка вызова помощи;

-          при необходимости вызывает сотрудников, подготовленных для оказания помощи при передвижении внутри Учреждения.

2.1.3. При общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении необходимо помнить:

-          Инвалидная коляска – неприкосновенное пространство человека.
Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без согласия гражданина – то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.

-          Не подхватывайте коляску за колеса или другие выступающие части, на Ваш взгляд предназначенные для её подъема. Это может быть не безопасно и может привести к складыванию коляски или ее поломке, а для гражданина чревато падением.

-          Будьте снисходительны к излишней эмоциональности и любознательности человека в коляске. Граждане, использующие для передвижения кресло-коляску, не часто выбираются из дома, поэтому могут задержаться в медицинской организации дольше, чем обычные посетители.

-          Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.

-          Если Ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.

-          Если Вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.

-          Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.

-          Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.

-          Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.

-          Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел возможность принять решения заранее.

-          Как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.

-          Необходимость пользоваться инвалидной коляской – это не трагедия, а способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.

 

2.2.         Ситуационная помощь для граждан, с поражением опорно-двигательного аппарата

-                   помощь при входе в здание и выходе из здания;

-                   помощь при составлении письменных обращений (документов);

-                   помощь при оплате услуг;

-                   помощь при самообслуживании.

 

Алгоритм оказания ситуационной помощи:

2.2.1. Сотрудник Учреждения (сотрудник охраны), увидев посетителя с поражением опорно-двигательного аппарата:

-          выходит на улицу, открывает входные двери;

-          оказывает помощь при входе в здание;

-          уточняет, в какой помощи нуждается гражданин, цель посещения Учреждения;

-          сообщает ответственному лицу за оказание ситуационной помощи о посещении Учреждения гражданина с поражением опорно-двигательного аппарата;

-          оказывает помощь при выходе из Учреждения.

2.2.2. Ответственный за оказание ситуационной помощи или иной сотрудник Учреждения:

-          помогает раздеться в гардеробе;

-          узнает о цели посещения;

-          если гражданин предварительно записан на прием к специалисту, сопровождает до кабинета специалиста;

-          по окончании приема сопровождает до гардероба;

-          оказывает помощь при одевании;

-          при необходимости оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет, открывает и закрывает дверь, объясняет, где находятся приборы и кнопка вызова помощи.

 

2.3.         Ситуационная помощь для граждан с нарушением зрения

 

-                   помощь при входе в здание и выходе из здания;

-                   помощь при ориентации внутри здания;

-                   помощь при составлении письменных обращений (документов);

-                   помощь при оплате услуг;

-                   помощь при самообслуживании.

 

Алгоритм оказания ситуационной помощи:

2.3.1. Сотрудник Учреждения (сотрудник охраны), увидев посетителя в солнцезащитных очках и с бело-красной тростью:

-          выходит на улицу, открывает входные двери;

-          начинает разговор с прикосновения к плечу гражданина с нарушением зрения;

-          уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с нарушением зрения, цель посещения Учреждения;

-          отделяет гражданина с нарушением зрения от основного потока движения других посетителей Учреждения;

-          оказывает помощь при входе в здание;

-          сообщает ответственному лицу за оказание ситуационной помощи о посещении Учреждения гражданином с нарушением зрения;

-          оказывает помощь при выходе из Учреждения.

2.3.2. Ответственный за оказание ситуационной помощи или иной сотрудник Учреждения:

-          начинает разговор с прикосновения к плечу гражданина с нарушением зрения;

-          уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с нарушением зрения, цель посещения Учреждения;

-          предлагает гражданину с нарушением зрения взять его за руку повыше локтя для того, чтобы во время движения гражданин с нарушением зрения был на полшага позади него;

-          при необходимости знакомит со всеми надписями в Учреждении;

-          помогает раздеться в гардеробе;

-          сопровождает гражданина с нарушением зрения до места оказания медицинской помощи, указывает ориентиры и описывает препятствия на пути движения;

-          предоставляет информацию гражданину с нарушением зрения в доступной для него форме (выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля или с использованием иных способов дублирования);

-          по окончании приема, сопровождает гражданина с нарушением зрения до гардероба;

-          оказывает помощь при одевании;

-          при необходимости оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет, объясняет, где находятся приборы и кнопка вызова помощи;

-          сопровождает гражданина с нарушением зрения к выходу.

2.3.3. При общении с гражданином с нарушением зрения или людьми, имеющими плохое зрение, необходимо помнить:

-          Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью незрячих людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других – слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснить и учитывать при общении.

-          При наличии у гражданина с нарушением зрения собаки-поводыря не следует обращаться с нею так, как с обычными домашними животными. Также не следует отдавать ей команды, трогать её и играть.

-          Предлагая свою помощь, при движении необходимо направлять гражданина с нарушением зрения, не стоит стискивать его руку, следует идти так, как обычно. При движении сопровождающий сгибает руку в локте, а гражданин с нарушением зрения берет его под руку. В данной позиции гражданин с нарушением зрения оказывается немного позади сопровождающего и хорошо чувствует, когда он поворачивает, останавливается, замедляет ход перед препятствием и т.п.

-          При проходе в узком дверном проеме сопровождающий должен выпрямить руку и отвести её назад, открыть дверь и пройти в нее первым, гражданин с нарушением зрения идет вслед за ним и закрывает дверь.

-          При спуске или подъеме по ступенькам необходимо предупреждать о направлении лестницы вверх или вниз, вести гражданина с нарушением зрения следует перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. Можно предложить гражданину с нарушением зрения идти, взявшись за перила. Для этого необходимо положить руку гражданина с нарушением зрения на перила ладонью вниз. Всегда надо предупреждать о конце лестницы или пролета.

-          Предлагая гражданину с нарушением зрения сесть, не стоит усаживать его, направьте руку на спинку стула или подлокотник, положив его ладонь на спинку стула. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если гражданин попросит помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть его кисть к предмету и брать его рукой этот предмет.

-          Если собираетесь читать гражданину с нарушением зрения, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если об этом не попросят, т.е. необходимо читать всё от заголовка до конца: название, даты, комментарии, документы и т.д.

-          Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда гражданин с нарушением зрения должен подписать документ, обязательно его прочитайте и укажите место, где необходимо поставить подпись. Инвалидность не освобождает от ответственности, обусловленной документом.

-          Передавая гражданину с нарушением зрения документы, делайте это не спеша и последовательно, комментируйте, какие документы даете, вкладывая каждый документ ему в руки.

-          Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он Вас не видит, а не к его зрячему компаньону.

-          Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.

-          Когда вы общаетесь с группой граждан с нарушением зрения, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.

-          Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.

-          Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для гражданина с нарушением зрения это означает «видеть руками», осязать.

-          Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами.

 

2.4.         Ситуационная помощь для граждан с нарушением слуха

 

2.4.1. Для граждан с нарушением слуха ситуационная помощь заключается в помощи сурдопереводчика или специалиста, обученного основам жестовой речи, при общении и сопровождении гражданина по территории и зданию Учреждения.

2.4.2. Во время пребывания гражданина в Учреждении сурдопереводчик знакомит с письменной информацией о проводимых в Учреждении, участвует в проведении реабилитационных мероприятий, оказывая услуги по сурдопереводу.

2.4.3. При отсутствии сурдопереводчика ответственное лицо за оказание ситуационной помощи знакомит гражданина с письменной информацией о порядке оказания социальных услуг и другой запрашиваемой гражданином информацией.

2.4.4. При общении с гражданином с нарушением слуха необходимо помнить:

-          Намереваясь поговорить с гражданином с нарушением слуха, Вы можете привлечь его внимание, тихонько дотронувшись до его плеча или махнув рукой.

-          Для лёгкого общения предложите воспользоваться блокнотом и ручкой.

-          Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече.

-          Если Вы общаетесь через сурдопереводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к сурдопереводчику.

-          Проявляйте терпимость, тактичность и внимание во время общения с гражданином с нарушением слуха.

-          Не начинайте разговор, пока не убедитесь, что собеседник видит Ваше лицо и губы.

-          Разговаривая с гражданином с нарушением слуха, не прикрывайте рот руками, не жуйте.

-          Постарайтесь общаться с гражданином с нарушением слуха коротко и в простых выражениях.

-          Говорите с обычной скоростью, не быстрее и не медленнее, чем Вы говорите всегда.

-          Никогда не пытайтесь говорить прямо в ухо гражданину с нарушением слуха. Это может не помочь ему услышать Вас и не позволит ему следить за выражением Вашего лица.

-          Не пытайтесь кричать очень громко. Это сделает выражение Вашего лица сердитым и у гражданина с нарушением слуха может пропасть желание воспользоваться Вашими услугами.

-          Некоторые люди могут слышать на нормальных уровнях, но звук они воспринимают нарушенным, как на старой грамзаписи. Говорите лишь немного громче, чем обычно, подбирая подходящий уровень. Иногда люди теряют способность воспринимать высокие частоты звука, поэтому снижение высоты Вашего голоса поможет им хорошо Вас слышать.

-          Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение.

-          Используйте общепринятые жесты.

-          Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

 

2.5.         Ситуационная помощь для граждан с нарушением интеллекта

 

-                   помощь при входе в здание и выходе из здания;

-                   помощь при ориентации внутри здания;

-                   помощь при составлении письменных обращений (документов).

 

2.5.1. Для оказания сотрудникам Учреждения содействия в установлении должного контакта с гражданином с нарушением интеллекта привлекается медицинский психолог Учреждения.

Должностные лица ответственные за организацию медицинской помощи инвалидам и другим маломобильным гражданам
при посещении бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Клинический врачебно-физкультурный диспансер»

ФИО

Должность

Контактный тел.

Email

г. Ханты-Мансийск

Зорина Валентина Викторовна

Старшая медицинская сестра

8 (3467) 30-14-52 доб. 304

vzorina@vfdhmao

филиал в г. Сургуте

Кихтева Анна Владимировна

Старшая медицинская сестра

8 (3467) 30-14-52 доб. 610

akihteva@vfdhmao

филиал в г. Нефтеюганске

Сухарева Людмила Васильевна

Старшая медицинская сестра

8 (3467) 30-14-52 доб. 509

lsuhareva@vfdhmao

филиал в г. Нижневартовске

Мансимова Виталина Александровна

Старшая медицинская сестра

8 (3467) 30-14-52 доб. 712

vmansimova@vfdhmao